Что мы увидели в Италии. Самое важное в туре «Итальянская мозаика» это то, что я, наконец-то, увидела города с волшебными названиями - Рим, Флоренция, Венеция, Сиена, Пиза. Ну и что, что в большинстве из них по 2-3 часа, однако же, приблизилась!
РИМ
В Риме мы были 2,5 дня. Скажу прямо, этих дней мне хватило, чтобы составить впечатление о нем. Мощь, монументальность, торжество.
Собор Святого Петра потрясает. До 1990г. он являлся сам большим храмом в мире (в 1990 г. его превзошел собор в Ямусукро - столице африканского государства Кот Д` Ивуар – Берег Слоновой Кости).
«У собора нет автора, ни один проект не был осуществлен полностью. Здание, украшающее сегодня главную площадь Ватикана – результат соединения нескольких проектов разных архитекторов двух эпох – эпохи Возрождения и эпохи барокко, но когда говорят о соборе, всегда в первую очередь упоминают Бернини. 40 лет жизни отдал великий зодчий строительству собора. Все внутренние убранства и колоннада на площади – его творение. По легенде, собор построен на месте могилы Святого Петра. Неподалеку отсюда апостол был казнен императором Нероном». Такая вот история, читаешь эти строки и не до конца представляешь, где ты находишься.
Собор Петра, Сикстинская капелла, Галерея карт – самые сильные впечатления в Ватикане.
Внутри Ватикана.
Сикстинская капелла.
Главная святыня собора Святого Петра и Павла.
В тот день, когда все уехали в Неаполь, был днем 8 марта. Первым делом я решила обязательно наведаться в Термы Каракалы. Портье (серьезный молодой человек – русский) объяснил нам как проехать. Мы доехали до площади Манчини, сели в 280 автобус и поехали к Пирамидам.
Светило солнце, нарядные улицы в вишневом цвету, настроение отличное.
Едем 15 минут, едем 30 минут, едем 45 минут. Ниччо не понимаю, я уже задергала сидящую рядом итальянку, погруженную в чтение. Ну, сколько же можно, ведь когда нам показывали эти термы, мы не ехали так долго. Наконец, она кивнула, мы вышли, вздохнув с облегчением, ничего похожего на Пирамиды и близко нет, спрашиваем прохожих, к нам подходит смуглый итальянец средних лет, понимающий по-русски, он берет меня за ладонь и ведет, как мы понимаем, в нужном направлении. Я ошарашена таким вниманием, сама не своя от такой романтики, шепчу своей подруге: «Нин, Нин, он меня за руку взял!». Нинка тоже ошалела, а когда он представился Хусейном из Ирана, я выдернула руку, и мы понеслись к Каракалам этим. А он нам кричит вслед, куда вы, у меня френд русский – Олька, Светка, Оксана! Глянь на него, мачо выискался, пристает, понимаешь, к порядошным женщинам. Я представила, как мы стоим на улице и поливаем его по-нашенски (Сюжет № 1).
Я себя потом ругала за такую безответственную подготовку. Ну как можно, вместо того, чтобы просто доехать на метро, которое так и называется Пирамиды (в 2-х остановках от Колизея), мы какого-то черта плетемся на автобусе с севера на юг огромного города, теряя при этом такое драгоценное время. А я еще думала, какие лошади красивые, глядя издалека на Алтарь Отечества.
В Музеи мы не ходили, хотелось просто гулять с утра до вечера и где понравится, там присесть и любоваться на бесконечную красоту.
Санта Мария Маджоре, Санта Мария Космедин с ее Устами Истины (а я так и не досмотрела фильм «Римские каникулы»), крепость Святого Анджела, Капитолий, Площадь Венеции, Испанская Лестница, и снова Фонтан Треви. Несмотря на людскую толчею, у фонтана хочется сидеть и сидеть, что в нем за сила такая притягательная, не могу понять. И как он великолепен в вечерней подсветке! Я его представляла обычным фонтаном – круглым, с журчащей водой, а тут такое величие, просто симфония в камне! Еще меня заинтересовал спортивный комплекс, построенный Муссолини. Он находится недалеко от нашего отеля. Как я поняла, именно здесь проходили олимпийский игры 1960 года. И здесь состоялся триумф В. Брумеля, Л. Латыниной, Ю.Власова.
Площадь Венеции в Риме.
У нас еще оставалась Вилла Боргезе. Приехали туда на метро, выход по длинному горизонтальному эскалатору, подобное видела только в Стамбульском аэропорту. Пешком ходить сил не было, тем более по холмам, мы решили взять велосипед-рикшу на двоих. Пока бегали в туалет при баре и пили кофе (самый вкусный из всех), велосипеды – финиш. Нам предлагают какое-то другое приспособление уже за 20 евро, тут на наше счастье рядом с нами притормозил бело-золотой паровозик, прям как игрушечный. Мы обрадовались и покатались по парку за 3 евро с персоны. Не надо педали крутить, тебя везут, любуйся себе на фонтанчики, цветущие деревья, цветы и апельсины.
Еще мы заходили на почту, чтобы отправить открытки детям, она находится в переулочке между Метро Испания и Фламинье. Я думала, подпишу открытки, куплю марки и отправлю тут же. Почта представляет собой большое квадратное здание с садом посередине и занимает весь периметр первого этажа. В поисках нужного окна я, наверное, 3-4 раза обегала этот периметр, на меня уже стали посматривать с удивлением. Слава богу, встретила соотечественницу, которая помогла нам разобраться в моей проблеме. Нина сидит у входа на скамеечке и усердно изучает итальянский разговорник, выписывает там чего-то, а я сижу с талончиком у 26 окна 35-я по очереди. Все так чинно, спокойно, без суеты. Сидит пожилой мужчина с палочкой, совершенно с отстраненным взглядом, выкрикивает что-то нечленораздельное, никто на него внимания не обращает, и он не собирается претендовать на первоочередность. Очередь проходит быстро, минута – следующий, минута – следующий. Интересно!
Ездили в метро, на трамвае, один раз на такси, в общем, мы стали ближе к итальянскому народу.
СИЕНА
На «Отзыве.ру» часто упоминают Сиену, как город, который непременно нужно посетить. Но то, что я увидела, превзошло все мои ожидания. Это настоящий средневековый город, который сохранил свой старинный облик лучше других итальянских городов и все в нем, как было в XIII—XIV веках. Каменные дворики, где если и есть зелень, то только в горшках. Узкие, как щели, улицы, над которыми нависают потемневшие дома. Колокольни, громада собора, в котором чередуются горизонтальные полосы темного и светлого мрамора. Собор в Сиене – пожалуй, самое сильное впечатление от моей поездки по Италии.
В самом центре города, на площади дель Кампо, будто розовая свеча, высится башня Манджа. Прихожане молятся в церквах, расписанных шесть-семь веков назад. Автомобилям въезд в старые кварталы запрещен.
Сиена – это горделивый дух жизни и обостренное чувство родины, Сиена - это контрады и знаменитый праздник Палио - скачки на неоседланных лошадях.
Если Флоренция была мозгом Италии, Милан и Турин - ее руками, Рим - ее душой, то Сиена — ее сердцем. Недаром латинская надпись над южным въездом в город - воротами Камоллиа — гласит: «Больше, чем ворота, Сиена открывает тебе свое сердце».
Сиена – совсем небольшой город, центр провинции в области Тоскана, но наплыв туристов здесь такой, что он составил бы конкуренцию и для признанных очагов итальянской культуры - Флоренции или Милана. Тысячи людей приезжают сюда ежегодно со всей Италии, чтобы полюбоваться удивительным заповедником средневековья.
Город поделен на 17 контрад (районов) и у каждой свое название: Улитка, Единорог, Патера, Ракушка, Гусеница, Волчица, Дельфин…
Наш экскурсовод Донателла живет именно в контраде Дельфинов.
Удивительная вещь сиенские контрады! Как сохранились в современной жизни эти осколки средневековой государственности?
С XIII в. контрады стали устраивать в определенный день - 16 августа торжественные процессии, кулачные бои, гонки быков, скачки на ослах по улицам. С 1310г. вошли в традицию соревнования наездников на неоседланных лошадях – палио.
Само слово «палио» можно перевести как «приз», «премия». В данном случае оно означает полотнище богато расшитой материи, которое вручается победителю.
Палио - это подлинно народный праздник. Можно сказать и так: жители Сиены сохранили Палио, а Палио помог им остаться сиенцами. Для них скачки на лошадях – это вопрос жизни и смерти. Дерзость, отвага, безумие. Придти первым – это значит покрыть себя славой, придти даже вторым – навлечь на себя позор.
Когда речь идет о Палио, сиенцы действительно сходят с ума. Где это видано, возмущаются в Ватикане, чтобы лошадь вводить в церковь?! А именно так поступают в Сиене накануне скачек. При стечении болельщиков четвероногих вводят в храмы — в каждой контраде в свой,— священники отпускают им грехи и благословляют перед алтарем на победу. И никто из сиенцев не считает это богохульством, ассоциаций с Калигулой не возникает. Такова традиция!
Подготовка к празднику длится 12 месяцев в году. Надо договариваться с наездниками, выискивать средства на новые одежды участников парада, заботиться о замене обтрепанных флагов, собирать болельщиков, и едва ли не самое главное — отбирать лошадей.
Формально порядок Палио определяется жеребьевкой: лошадь по жребию, наездник по жребию. Даже участие в скачках диктует его величество случай: ведь контрад 17, а скачут лишь 10. Однако многое зависит от дипломатического умения капитана контрады, который ведает подготовкой к Палио. Контрады выведывают планы соперников, распускают слухи, чтобы сбить их с толку.
Позже Ольга показала нам 20-минутный фильм о празднике Палио в Сиене.
Что творится на старинной пьяцца дель Кампо! Рев тысяч голосов, возбужденные глаза, лихорадочное мелькание разноцветных флагов, платков. Даже страсти «тиффози» - футбольных болельщиков - бледнеют перед неистовством сиенцев, собирающихся на площади, чтобы поболеть за свою контраду.
Гулко бухнула пушка, возвестившая начало Палио. Серебряно зазвучали трубы, из узенькой улочки выехал всадник с черно-белым флагом Сиены. За ним в строгом порядке проследовали музыканты. Участники процессии одеты в яркие костюмы, несут средневековые стяги с гербами. Их одежда сшита по моде XIV в.
Барабанная дробь, и на пьяцца дель Кампо появляются представители контрад: знаменосцы, рыцари, закованные в железо, пажи, барабанщики, конюхи, ведущие под уздцы лошадей. Самые живописные участники процессии — знаменосцы, по два от каждой контрады. Они проделывают с флагами удивительные манипуляции: подбрасывают вверх, ловят на лету, перепрыгивают через древко, описывают полотнищами замысловатые фигуры в нескольких сантиметрах от земли, причем их движения совершенно синхронны.
Но вот парад кончается. Гул на площади стихает. Из ворот появляются десять наездников. У въезда на площадь всадникам вручают толстые плети из воловьих жил, которыми можно подхлестывать свою лошадь, лупить лошадей соперников и самих соперников. Наездники гуськом выезжают на старт. Капитаны, отдав последние распоряжения жокеям, направляются на трибуну.
Вновь бабахнула пушка - «морторетто», веревка на старте упала, тысячи людей разом взревели. Лошади должны проделать три круга и это занимает не более двух минут и ради этого люди задолго занимают места на площади. А что творится после того, когда объявляют победителя! Люди обнимаются, плачут, целуют лощадь, выигравшую скачки. Фейерверки, парады, танцы до утра.
Скажу честно, когда я смотрела фильм, по коже бегали мурашки. Еще скажу, что все, что я написала про праздник Палио, я вычитала в журнале «Вокруг света». Поэтому так подробно и так живописно получилось.
А я очень сожалею, что некоторые туристы отказались от поездки в Сиену. «Нечего там делать. Подумаешь собор, они все там одинаковые».
И русскоговорящие туристы нам встречались. Нормальные туристы. В смысле, что нормальные туристы не упустят возможности побывать в этом городе.
Мы покидаем удивительную Сиену, в вечерней дымке открываются упоительные пейзажи, настоящие тосканские, таких я больше нигде не видела. Гряды холмов, уступами спускаются виноградники, оливковые рощи, апельсиновые деревья. Они почти не отличаются от тех пейзажей, которые мы видели на полотнах художников эпохи Возрождения.
Наше путешествие мы продолжили во Флоренции, Венеции и Пизе.