Хоть раз в жизни побывать на вершине самого настоящего действующего вулкана удается далеко не каждому. Нам такое счастье выпало, мы были на вершине одного из самых высоких вулканов Европы, называется он Этна и расположен на итальянском острове Сицилия.
Собственно желание поехать на Сицилию, и было обусловлено в первую очередь посещением этого уникального в Европе места.
Вулкан Этна, высота на момент нашего посещения составляла 3325 м над уровнем моря. Последний раз активно извергался в феврале 2013 года, т.е. совсем недавно. С того времени почва на вершине ещё не остыла и когда мы бродили между его боковых кратеров, то через подошвы обуви чувствовалось, что земля горячая. Вокруг основного кратера расположено множество маленьких из которых периодически с интервалом в среднем раз в год происходит извержение с вытеканием лавы. Многие итальянцы нам говорили, что ждут очередного извержения, как манны небесной потому как в это время на острове происходит массовый приток туристов, а это живые деньги для местных.
Где-то вычитал, что дым над Этной бывает трех цветов и все сицилийцы с раннего детства об этом знают. Проснувшись утром каждый житель острова невольно старается мельком взглянуть на вулкан, благо его видно из далека. Коренному сицилийцу достаточного беглого взгляда, чтобы оценить ситуацию. Итак, если над вулканом по-прежнему, как обычно, поднимается белый дым, то на Сицилии всё в порядке, можно спокойно идти заниматься своими делами и ни о чем не беспокоиться. Если дым красный, то вероятнее всего в ближайшие дни или недели возможно извержение, нужно быть наготове. И синий дым означает, что пора с острова сваливать, а точнее, немедленно взять паспорт, деньги и ценные вещи и ехать как можно дальше от вулкана, по возможности в аэропорт, чтобы покинуть остров.
Дорога на Этну. Кое-где растут лишайники.
Как подняться на Этну самостоятельно. Инструкция по восхождению.
Подняться на Этну можно несколькими способами. Самый простой, это купить экскурсию у туроператора. Вас привезут туда из любой точки Сицилии, всё вам расскажут и покажут и отвезут обратно.
Если решите добираться до Этны самостоятельно, то доехать можно двумя способами: с южной стороны, откуда мы собственно и ехали и с северной стороны вулкана, которая называется Etna Nord. Если соберетесь на северную сторону, то нужно сначала доехать по автостраде до Fiumefreddo и уже далее до площадки Piano Provenzana.
Мы были на более живописном склоне, на южном. Из Таормины доехали по платной автостраде до города Жиара (Giarra) и сразу свернули вправо по указателю через поселки S.Venerina-Zafferana и Etnea-Etna Sud на Этну. Указатели встречаются часто, они коричневого цвета и их трудно не заметить. Извилистый серпантин, который виляет среди массивных глыб застывшей лавы, приведет вас к подножию вулкана на площадку с названием Rifugio Sapienza, которая находится на высоте 1900 метров. Сюда ведет отличная асфальтированная дорога. На карте это название есть, но навигатор, который я брал с собой, его не видел. Поэтому мы и ехали в основном по дорожным указателям, что совершенно оказалось не трудно.
Здесь, на Rifugio Sapienza, расположена большая парковка, кстати, платная, 4 евро в день. Есть и почасовая оплата за паркинг. По парковке ходит мужик и всем объясняет, где можно парковку оплатить. Мы оплатили целый день. После оплаты вам выдают талончик, который нужно положить под стекло вашего автомобиля. С парковки до высоты 2300 метров нужно уже подниматься на канатной дороге.
Мы знали, что на вершине Этны будет не жарко, а может даже и холодно, несмотря на почти сорокоградусную жару внизу, поэтому ещё дома к этому подготовились, взяли с собой теплые куртки, носки и закрытую обувь. Если не хотите с этим заморачиваться, то можно взять на прокат теплые куртки и ботинки. Стоит это 2 евро за комплект.
Площадка "Rifugio Sapienza".
Итак, мы зашли в ангар станции, откуда стартует канатная дорога. Тут оказалась небольшая очередь за билетами, но она быстро продвигается. Пока в ней стояли, то от нечего делать рассматривали дымящую вершину вулкана на «плазме», размещенной на стене, куда изображение транслируется с web-камеры, установленной где-то там на верху. Сразу видно, какая там погода. Наконец подходим к кассе. Кассир задает вопрос, на какую именно высоту вы собираетесь подняться, от этого зависит стоимость билетов. Мы сначала купили билеты только на канатную дорогу и уже на верхней станции потом докупали билеты на автобус, который везет ещё выше и ближе к кратеру. Нужно было сразу покупать билеты и на автобус, но нас что-то тормознуло или я чего-то сразу не понял.
Очередь за билетами на канатную дорогу.
Коридор к кабинкам.
Кабинка канатки.
Затем по указателю идем к движущимся кабинкам. Вас встречает электронный компостер билетов очень похожий на те, что установлены в московских автобусах. Т.е. вставляешь билет и он тут же выскакивает обратно уже прокомпостированный. Проходим немного вперед и видим подъезжающие кабинки с уже открытыми дверками. Садимся на ходу, дверки закрываются автоматически и вперед, т.е. вверх. Кабинка рассчитана на шестерых, стенки её стеклянные и через них всё прекрасно видно. На верх она ползет минут десять. От впечатлений захватывает дух и вид из кабинки открывается потрясающий, не успеваешь щелкать затвором фотоаппарата.
Канатная дорога на вулкан Этну.
После подъёма и выхода из кабинки, вы попадаете на не большую площадку, высота уже 2300 метров. Под ногами черная рыхлая щебенка. Чувствуется, что стало несколько прохладней и появляется мысль, как бы там, на вершине не замерзнуть. Если вы решили подняться на Этну без своих теплых вещей, то тут к вашим услугам прокат теплых курток и горных ботинок по цене 2 евро за комплект. Отсюда многие туристы начинают самостоятельно подниматься до вершины кратера. Настоятельно не рекомендую этого делать. Уже на этом месте чувствуется, что воздух разряжен, кислорода мало и дышать реально становиться трудно. Не знаю, кем надо быть, чтобы решиться на подъём самостоятельно. А мы таких самоходов видели десятки. Многие топают в шортах и обычных пляжных сандалиях. На что рассчитывают – не понятно, может грехи какие замаливают.
Площадка на высоте 2300 метров. Здесь находится остановка автобусов.
Здесь же на этой площадке есть небольшое кафе, где можно перекусить сэндвичем или пиццей и выпить чашечку кофе. Мы это проделали на обратном пути. Тут же установлены пара мониторов, на которых показывают фильм о последнем извержении Этны во всех его красотах. Очень зрелищно!
Отсюда, с этой площадки, основная адекватная масса туристов садится на мерседовские автобусы, которые везут вас уже на высоту 2900 метров к боковым кратерам. Снова пришлось встать в очередь на автобус. Правда, они подходят каждые десять-пятнадцать минут и очередь двигается быстро.
Автобус поднимается к вулкану.
Извилистая гаревая дорога ведет в гору, по ней поднимаются автобусы. Такое впечатление, что едешь по холмистой пустынной равнине. Вокруг только черная гарь и кусочки измельченной пензы. По этим черных сопкам гуськом поднимаются или скатываются с них любители пеших восхождений к вулканам. Растительности вокруг никакой.
Туристы гуляют на склонах вулкана Этна. А чего им бояться, дым-то белого цвета.
Верхняя площадка, куда подвозят на автобусах. Отсюда же автобусы спускаются вниз. Вот он, красавец, во всей красе, спит пока.
Наконец автобус останавливается и вы оказываетесь на высоте 2900 метров. Здесь воздух ещё более разряжен. Если начинаешь немного подниматься в горку, то сразу чувствуется отдышка. Людей много, все гуляют по тропинкам вокруг малых боковых кратеров. При выходе из автобуса вас сразу попытается заманить экскурсовод, за которого вы, кстати, уже заплатили 9 евро ещё внизу. Эту плату за экскурсию впаривают вместе с билетами на автобус. Экскурсовод полезен тем, кто знает итальянский. На английском, тем более на русском языке мы гидов не видели. По вулкану гуляли самостоятельно. Совсем уж холодно не было, но осенние куртки нам оказались очень кстати, тем более закрытая обувь. Через подошву чувствовалось, что земля горячая, видимо ещё не остыла от последнего извержения.
На одном из малых кратеров. Вдали виден основной большой кратер, который до сих пор дымит, или как говорят на Сицилии, курится.
Неожиданно обнаружили небольшой снежный сугроб. Земля горячая под ногами, а тут сугроб настоящий.
Остатки вулканической деятельности.
Мы стоим на земле, но выше облаков.
Маленькие кратеры дымят себе потихоньку.
Нам хватило часа полтора на всё-про-всё после чего вернулись к стоянке автобусов и сели в первый же отправляющийся вниз.
Обратно на фуникулер никакой очереди уже не было и в кабинке мы ехали вдвоём. Спустившись на Rifugio Sapienza, прогулялись по сувенирным магазинчикам. Народ в основном покупает сицилийский мёд, он продаётся почти в каждом магазинчике. В основном все сувениры с Этны, это всевозможные поделки из черной лавы или из пензы. Переодевались мы возле машины. Стоимость билетов на Этну на одноо человека составляет: 28,75 евро (канатная дорога) + 22,40 евро (автобус) + 9 евро (экскурсовод). Итого 60,15 евро.
Сувениры с Этны.
Обратно уже спускались по другой дороге, но тоже по южному склону. Наш путь лежал в Катанию.
На вулкан Этна можно добраться и на рейсовом автобусе. Сначала доезжаете до Катании, там на автостанции садитесь на автобус, который привезет вас на Rifugio Sapienza. Билет стоит что-то около 30 евро на одного. А дальше уже ясно, что делать.
Извержение вулкана Этна в апреле 2011 года. Автор видео: AndreaErcolani
А это уже извержение в июле 2011 года. Автор: PassioneEtna
Детских билетов нет ни на подъёмник, ни на джип. Во всяком случае у меня такой информации нет на сегодня. Что касается гидов, то они там обязательны и входят в стоимость. Но там на вершине, когда из джипа выйдете, идёте гулять самостоятельно, вы гиду не нужны и он вам там тоже не нужен (если вы итальянским конечно не владеете).
Интересный вопрос:)
Вы наверное хотели спросить про магазины у подножия вулкана? Да, принмают.
Cупер, огромное спасибо будем пробовать Ваш вариант, тем более после 22 км пути на Язык Троля :) нам не страшно) главное не опоздать на автобус назад. 19 ноября надеюсь не сдует ветром :) Экономные экстремалы)
Все зависит от вашей тренированности , настроения, и самочувствия. Мне показалось, что мы поднимались небыстро около часа, периодически останавливались отдышаться. спускаться гораздо быстрее.