Крым всегда был излюбленным местом отдыха у всех жителей нашей необъятной Родины. Свой статус всесоюзной здравницы он получил в 1920 г. по указу В.И. Ленина, который назывался «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Возможно, по этой причине памятники Ленину в Крыму установлены повсюду и местные жители относятся к ним с уважением. Именно с 1920 г. года на полуострове начинается активное строительство и развитие санаторно-курортной базы для всех категорий граждан.
Со временем отдыхать в Крыму становится модно, престижно и в тоже время не для всех доступно. Возможность приобрести путевку или накопить денег на отдых у моря есть не у каждого, а лишь у избранных и материально обеспеченных граждан. Рабочий класс, для которого всё это изначально и строилось, постепенно вытесняется работниками министерств, интеллигенцией и людьми, «умеющими жить». Простой рабочий или колхозник может попасть в Крым лишь по путевкам, распределение которых происходило не всегда справедливо и честно. И, тем не менее, в начале 60-х годов Крым переживает наиболее яркий период своей истории и развития. Именно в это время создаётся вся та база, в том числе и лечебная, которая, в некоторых курортных городах жива и поныне в виде санаториев, пансионатов и живописных парков.
Однако с распадом СССР ситуация резко меняется. По ряду причин министерства и ведомства перестают выделять деньги на содержание своих лечебных заведений. Появились более доступные Турция и Египет. Инфраструктура Крыма медленно, но верно стала приходить в упадок, а число отдыхающих сокращаться с каждым годом. Всё это в результате вело к массовой безработице среди местного населения и экономическому кризису. Крым превращался в обшарпанный и неблагоустроенный курорт.
Значительный ущерб экономике региона нанес и М.С. Горбачев со своей антиалкогольной политикой, благодаря которой были вырублены гектары ценнейших сортов винограда.
Но чтобы там не происходило, основное богатство Крыма, его море и целебный климат, продолжали оставаться неизменными.
По своему географическому и климатическому положению Крым, место уникальное и, как показывает история, при грамотном использовании и распределении инвестиций и дотаций деньги в этом регионе можно поднимать практически с земли. Уникальность этого полуострова в первую очередь заключается в сфере туризма и виноградарства. Лечебный климат, живописный рельеф местности, наличие грязевых и минеральных источников, а также территориальная безвизовая доступность привлекали и привлекают сюда туристов со всех уголков Евразии. Мисхор, Кореиз и Гаспра продолжают оставаться местом лечения и реабилитации людей с заболеваниями легочно-дыхательной системы из-за обильно произрастающих в этих краях можжевельника и хвойных деревьев. Недаром говорят, что море и воздух – главное лекарство в Крыму, именно поэтому сейчас в первую очередь и нужна модернизация санаторно-курортной базы на ЮБК. К сожалению, в настоящее время ситуация складывается, мягко говоря, не совсем радужная.
В последнее время практически на всем побережье Южного берега Крыма стали появляться отельные комплексы, пансионаты и частные гостиницы закрытого типа, которые лишили право доступа к общественным пляжам и местам массового отдыха не только приезжих туристов, но и местных жителей. При этом происходил беспардонный, порой не честный захват национальных парковых зон и частных владений жителей, вопреки их желаний и мнений. Чего только стоит недавний случай вырубки реликтовых сосен в парке Мисхора под строительство очередного частного отельного VIP-комплекса. И таких случаев по всему ЮБК предостаточно. Если сейчас это не прекратить, развитие Крыма, как «всесоюзной здравницы» будет обречено.
Старожилы помнят времена, когда вина «Массандры», «Магарача» и Инкермана составляли конкуренцию широко известным европейским брендам. Технология их изготовления, разработанная в местных институтах виноделия, позволяла производить уникальные сорта, а доход от их продажи на мировых рынках составлял значительную долю бюджета области. Нынешняя коллекция массандровских вин занесена в книгу рекорда Гиннеса, как самая большая в мире. Если сейчас грамотно подойти к вопросу реабилитации этой отрасли с последующим её развитием, отдача будет весьма существенной.
Это касается и бизнеса в целом. В виду не продуманной налоговой политики и крайне не благоприятных условий в экономике, на побережье превалируют временщики, не заинтересованные в продолжительности своего бизнеса. Основной их задачей является любой ценой, пренебрегая качеством представляемых услуг, набить карман в высокий сезон, а далее хоть трава не расти. С каким аппетитом и наслаждением в частных татарских кафешках можно было откушать потрясающие чебуреки и манты с надеждой в следующий раз обязательно вернуться именно в это заведение. Но приезжая на следующий год отдыхающие к своему удивлению узнавали, что татарская семья, так вкусно готовившая и так приветливо встречавшая гостей в этом кафе, здесь уже больше не работает. Трудно знать наверняка причину их ухода, но факт остаётся фактом, мелкий и средний бизнес не может обустроиться на ЮБК на постоянной основе. Подтверждение тому и частая смена владельцев арендуемых помещений на набережной Ялты, Алушты и других курортных городов и поселков. Каждый год в них размещается новая организация, ресторан или магазин.
В Крыму просто необходимо срочно создавать свободную экономическую зону и упрощенное налогообложение, которые в кротчайшие сроки и приведут к благоприятным условиям для развития туристической инфраструктуры, притока инвестиций и привлечения туристов. Все условия для этого здесь есть и отдача обещает быть колоссальной. Правда, не сразу, а постепенно, с долговременной перспективой. Но ведь не зря считается, что самый прочный и стабильный бизнес тот, который рассчитан на долгую жизнь.
Ещё каких-то пару лет назад крымские дороги были в запущенном состоянии. Но перемены уже заметны. Неизменна только одна дорога, построенная ещё по указанию Никиты Хрущева. Речь идет о самой протяженной высокогорной трассе в Европе «Симферополь – Ялта». Все остальные местные крымские дороги до сих пор, как правило, являются, по меньшей мере, опасными или находятся в аварийном состоянии. Речь идет о межпоселковых внутренних дорогах, которые не так просто восстановить из-за их узкости. В Европе говорят, что дороги делают деньги. К сожалению, в Крыму это происходит с точностью до наоборот и очень не хочется, чтобы так оно и оставалось. Превращение Крыма в современную эффективную курортную зону без реконструкции дорожно-транспортной системы не возможно, а для приведения её в норму нужны деньги, причем не просто деньги, а огромные деньги. И где их взять?
Вместе с тем на Южном берегу Крыма на сегодня существует и ещё ряд не благоприятных моментов. Например, загрязненность Черного моря и его пригодность для купания. В крымской прессе очень долго обсуждалась тема наличия в воде на небольшой глубине прибрежной зоны нескольких сотен затопленных бочек с отравляющими химическими веществами времен Первой мировой войны. Якобы срок их герметичности истекает в начале XXI века. На сегодняшний день так никто и не может точно подтвердить или опровергнуть сей факт. Настораживает то, что в один прекрасный день проржавевшие бочки, если они действительно существуют, дадут течь и тогда катастрофа неизбежна.
Комфортному отдыху на крымском побережье Черного моря мешает ещё один не очень приятный для отдыхающих природный феномен, который в народе называется «сгон» или «низовка». Смысл этого феномена заключается в резкой смене температуры воды в море, которая происходит буквально за несколько часов. Более теплые верхние слои воды в море под воздействием ветра перемешиваются с холодными глубинными. Отсюда и такое резкое изменение температуры. Представьте, что сегодня вы купаетесь в море с температурой воды +25 градусов, а утром обнаруживаете, что при солнечной погоде в воду не войти, т.к. её температура за ночь опустилась до +8 градусов. Продолжительность «низовки» бывает разная, от нескольких дней до двух недель. Как правило, происходит это в июне и в конце августа, в самый разгар туристического сезона. Люди приезжают купаться, а тут такой сюрприз от природы.
Наряду с этим оставляет желать лучшего и само состояние крымских пляжей. Как правило, все они узкие и не благоустроенные. Лежаков, зонтиков, душевых кабин, туалетов и раздевалок на них практически не хватает. Там, где это имеется, приходится раскошеливаться на уровне Канн или Ниццы. Так стоимость билета на один из самых популярных пляжей Ялты «Массандровский» составляет 1000-1200 руб. на человека в день.
Пляж в Гурзуфе.
Что касается чистоты и прозрачности воды в море, то здесь тоже не всё так хорошо складывается. Если на ЮБК начинается даже небольшой шторм, то вдоль берега в воде образуется ужасная коричневого цвета полоса грязи вперемежку с мусором и вредными бактериями. Грязь в море попадает также и после выпадения осадков. Потоки горных речек, которых в курортной зоне не мало, во время дождя сносят со склонов гор в открытое море глину, стоки канализации и городской мусор, в следствии чего вода на пляжах становится темно-рыжего цвета и купаться в ней решаются только самые отчаянные отдыхающие.
В плачевном состоянии на ЮБК на сегодня находится и сфера медицинского обслуживания. В больницах и поликлиниках отсутствуют необходимые медикаменты и оборудование, катастрофически не хватает врачей. В некоторых лечебных заведениях нет горячей воды. И не дай вам бог заболеть на курорте, более-менее квалифицированную помощь вам окажут только в Симферополе до которого не менее двух часов езды.
В Крыму слишком велик риск неблагоприятных природных факторов наравне с отсутствием развитой инфраструктуры и высокими ценами, что в итоге отпугивает туристов, рассчитывающих на цивилизованный и комфортный отдых. Найти отель, работающий по системе «всё включено», да и к тому же с детской анимацией и нормальным заходом в море, практически не возможно. В городах и поселках полностью отсутствуют детские площадки, не хватает педиатров. Неудивительно, что познакомившись с набором вышеперечисленных «прелестей», люди следующим местом своего отдыха выбирают более доступную и благоустроенную Турцию или Египет.
И последнее, очень бы не хотелось получить в Крыму второй Сочи с его заоблачными ценами.
С уважением, дядька Черномор.
Вот были этим летом, были приятно удивлены, что смогли в Симферопольском аэропорту без проблем арендовать машину. Компания Крым Автопрокат предоставила машину 2015 г.в., и постоянно поддерживала с нами связь по круглосуточному номеру +7 (978) 940-40-40. Чем Вам не сервис? В отеле тоже все было на уровне: бронировали обычный стандарт, поэтому роскоши не ждали, но все довольно аккуратно, уборка номера каждый день...А про Крымские красоты можно говорить бесконечно, полуостров уникален своей природой и ландшафтами, надо уметь это ценить.
А вы когда-нибудь до этого были в Крыму в июне? Чаще всего море холодное и погода не радует. Крым все-таки не Турция, немного севернее))