Одна из достопримечательностей Мадрида из категории «маст си», это железнодорожный вокзал «Аточа».
Когда в середине 19 века железнодорожное сообщение утвердилось в Испании, в Мадриде было построено здание первого железнодорожного вокзала. Однако 30 лет спустя он сгорел.
Центральный вокзал Мадрида был построен по плану баскского архитектора Альберто де Паласио-и-Элиссаге с 1888 по 1892 годы. Архитектор работал с такими архитекторами, как Гюстав Эйфель и инженер Генри Сент-Джеймс. Станция дальнего следования была спроектирована как конечная. В настоящее время пути для местного и междугороднего сообщения проходят под землей в качестве сквозной станции. Бывший железнодорожный холл теперь служит залом ожидания с пальмами и ресторанами. По Мадриду самостоятельно.
Железнодорожный вокзал Аточа, официально именуемый Мадридской Пуэрта-де-Аточа, является главным транспортным узлом испанского мегаполиса с населением 3,5 миллиона человек. Сегодняшняя станция состоит из двух частей, надземной и подземной части, частично для связи с поездами-экспрессами.
Особого внимания заслуживает конструкция потолка высотой 27 метров и длиной 157 метров, в которой гармонично сочетаются чугун, сталь и стекло. Прежде всего, такая конструкция должна также служить противопожарной защитой. В то время он производился в Бельгии, по частям доставлялся в Мадрид и собирался там.
В 1888 году начались строительные работы на новом вокзале, который из соображений противопожарной защиты был построен из стали и стекла. Строителем был некий Антонио Паласиос, близкий соратник Гюстава Эйфеля и автор нескольких других построек начала века в центре Мадрида. Влияние Эйфеля также объясняет предпочтение Паласиоса относительно новой на тот момент конструкции из стали и стекла. Стальной потолок конструкции длиной более 150 метров был специально изготовлен в Бельгии, а затем упакован в отдельные части и доставлен в пункт назначения в Мадриде.
В период с 1985 по 1992 год железнодорожный вокзал Аточа был расширен архитектором Рафаэлем Монео с целью увеличения пропускной способности в четыре раза. В результате расширения бывшая железнодорожная станция как таковая пришла в негодность, так как все новые высокоскоростные поезда и поезда местного сообщения были перемещены в новую часть здания. Еще одна идея Moneo заключалась в том, чтобы использовать бывшее здание вокзала как оранжерею и зал ожидания в одном месте. Путешественники, прибывающие в Мадрид, первыми видят зеленый оазис и тропический лес, покрытый пальмами и разными необычными растениями.
При проектировании пристройки вокзала Аточа в Мадриде Moneo решил как можно лучше интегрировать его в окружающую территорию и оставить исторический вокзал - сегодняшний зал ожидания - в качестве доминирующего элемента всего комплекса. По этой причине отдельные компоненты нового терминала были невысокой высотой, а при использовании строительных материалов в них использовалось стекло со старого железнодорожного вокзала и типичный кастильский кирпич. Новый вокзал Аточа имеет цилиндрическую форму и соединен с сегодняшним залом ожидания кирпичной башней в стиле итальянской колокольни.
К сожалению, название Аточа навсегда останется в памяти испанцев в связи с кровавым терактом. В результате теракта погибло почти 200 человек. Утром 11 марта 2004 г. в Мадриде произошло 10 взрывов бомб. Это было совершено исламистским убийцей Джамалом Ахмиданом, который взорвал себя и нескольких своих сообщников в ходе полицейского рейда 3 апреля 2004 года в Мадриде.
В память о жертвах этого нападения 11 марта 2007 года на восточной стороне вокзала был открыт памятник. Мемориал установлен точно на высоте того места, где взорвалась одна из бомб. Он разделен на надземный и подземный тракт. Часть, видимая с восточной стороны нового терминала, представляет собой стеклянный монолит высотой одиннадцать метров, в подземную часть которого можно попасть изнутри станции. Из этой комнаты открывается вид на внутреннюю часть стеклянного монолита, где увековечены анонимные сообщения, тексты и соболезнования, оставленные на вокзале и его окрестностях сразу после нападения.
Благородный пальмовый сад на вокзале Аточа в Мадриде был разбит на площади более 4000 квадратных метров. Чтобы подчеркнуть общее тропическое впечатление, на станции также живет много черепах. Ночью, однако, центральный пальмовый сад оцеплен. Сам зал ожидания открыт постоянно.