В Ветхом завете упоминаются сотни имен. Но кто из них реальный исторический персонаж? Об этом молчат летописи, молчат могилы, молчит история. Но не о всех...
В иранском городе Хамадане есть место, где упокоились два человека, которым посвящена целая книга Библии - Книга Эсфири. Вот, что рассказано в ней.
Эсфирь была сиротой, ее воспитывал дядя - Мордехай. Ко времени, когда Эсфирь расцвела своей необыкновенной красотой, для евреев стольного города Экбатаны наступили черные дни. Больше всех невзлюбил их могущественный царедворец Аман. В ответ хитрые евреи разработали план, который впоследствии не раз применялся ими во многих странах и во все времена - воздействовать на царя посредством красивой женщины-еврейки. Такой предстояло стать и войти в историю Эсфири. Ситуация была в их пользу: царь Артаксеркс рассорился и выгнал свою непокорную жену, тоже красавицу Астин и подыскивал себе новую супругу. Для этого был издан указ - собрать во дворце всех юных прелестниц огромной империи. А выполнять указ было поручено евнуху Гегею. Однажды Гегей был на охоте, где он как бы случайно встретил Эсфирь, куда ее привез хитроумный Мордехай.
Гегей оценил природную красоту Эсфири и взял ее во дворец. В огромную сумму евреям обошлось обучение ее придворным манерам и персидской культуре. Но деньги не пропали даром - увидев Эсфирь, Артаксеркс воспылал к ней такой страстью, что предложил ей корону Персии. Денно и ночно возбуждая в царе сексуальное желание, юная соблазнительница следовала наставлениям дяди Мордехая. В итоге Аман и его дети были повешены, а у евреев Персии началась райская жизнь. Со всей Персии, как пчелы на мед, они устремились в столицу. И вот уже более двух с половиной тысяч лет евреи всего мира об этом помнят и ежегодно празднуют развеселый праздник Пурим, в память о том как их предки развели лоха Артаксеркса.
После смерти Эсфирь и Мордехая похоронили рядом, над ними возвели мавзолей, а рядом - синагогу. Сейчас эти могилы - иудейская святыня и место паломничества евреев Ирана.
Мавзолей Эсфири и Мордехая находится в центре Хамадана, в паре сотен метров от центральной площади города - площади Имама. Для посещения он открыт утром. Вход платный - раввин собирает "добровольные" пожертвовния - 50.000 реалов или около 1,3 евро.
В Мавзолее можно фотографировать, как могилы, так и раввина. Особенно он любит парные фото с собой и молодыми женщинами. Неплохо говорит по-английски. Входить в мавзолей приходиться через дверной проем ниже человеческого роста - входящий как бы кланяется национальным героям еврейского народа. Сама дверь каменная, говорят весом около полутонны. Надписи в мавзолее на фарси, иврите и арамейском языках. Вокруг мавзолея зеленый и тенистый фруктовый садик, со скамейками для посетителей.
Раввин мне рассказал любопытную историю, которую я позже повторно услышал в еврейском районе Исфахана - Джуибаре.
В годы Исламской революции нашлись горячие головы, пожелавшие снести мавзолей в отместку за зверства над народом Ирана агентов политической полиции САВАК, которых обучили и направляли из Израиля. Вмешался лично Аятолла Хомейни (Да будет с ним милость Бога!), который разъяснил, что этот мавзолей - это история народов Ирана и ее нельзя уничтожать - ее надо знать. С тех пор так и стоят мавзолей и синагога, посещаемые только иудеями и немногочисленными туристами. Местные жители утверждают, что чем ближе к мавзолею, к могилам, тем сильнее ощущается холодок смерти...
Друзья Ирана из Латвии у входа в мавзолей
У мавзолея. Мария
В мавзолее
В мавзолее
В мавзолее. Владимир
В мавзолее. Эрика
В мавзолее. Зигмунд
Раввин и Мария
Автор - В. Галочкин и раввин.
По традиции и в память красавицы Эсфири - песня. Сина Шабанхани "Жар твоих глаз"
Народ Ирана велик и справедлив. С историей в Иране не воюют. Как бы трагична она не была.