Иранские ковры - лучшие в мире. В стране проживают более 30 народов и каждый из них внес свой неповторимый вклад в искусство ковроткачества. Именно поэтому - за качество и красоту - иранские ковры ручной работы второй, после нефти, предмет экспорта. Веками ковры несли славу Ирана через весь мир: до дворцов Венеции и Генуи, до снежной Москвы и белых палат господина Великого Новгорода...
Рассказывают, что однажды в маленьком горном селении Ирана, завоеватели ворвались в лачугу и застали девушку, кончавшую ткать ковёр. Ей оставалось чуть-чуть и большой прекрасный ковёр был бы готов. Но воины привыкли хватать девушек для своих утех. Первому, тронувшему ее, гордая иранка воткнула в горло большую иглу. Тогда второй зарубил её.
Она упала на свой ковёр, заливая его кровью. Это мгновенно стало известно всем сельчанам, таившимися среди окрестных камней. В едином порыве все бросились на обидчиков и никто не ушёл от народного гнева.
А девушку они завернули в окровавленный ковёр и в этом драгоценном саване погребли ее среди родных скал.
Вот такие они, иранцы...
Ковры из всех областей Ирана - старинные и современные - можно увидеть в Музее ковров Тегерана. Музей открылся в 1977 году. Интересно здание музея, фасад которого выполнен в форме огромного ткацкого станка. Таким необычным его спроектировал известный иранский архитектор Абдуль-Азиз Фарман-Фармайан. Коллектив музея ведет большую работу - изучает историю иранского ковроткачества, закупает выдающиеся образцы ковров, организует выставки ковров в Иране и за рубежом.
Иранские ковры - лучшие в мире!
Кроме ковров на стендах музея можно увидеть образцы растений, используемых для получения натуральных красителей, инструменты для ковроткачества и различные этапы ткачества ковра. А среди представленных ковров - образцы 135 школ и стилей, начиная с 9 века: кашанские, исфаханские, тебризские, хорасанские, курдские и многие другие.
Наш брат Хамидреза Азади
Уважаемые Мохсен Хагбин (слева) и Хамидреза Азади.
В саду Тегеранского музея ковров
В музей
Вот как замечательный русский историк и писатель С. П. Бородин описывает тебризские ковры: "Они не столь строги, как хорасанские, не столь сложны, как исфаханские, но они ласковы, пышны, нарядны, как азербайджанские царевны...Эти ковры нелегко читать, хотя их изображения крупны и ярки, это как бы пятна солнца, из-за гор упавшие на цветущие луга."
В зале музея (полумрак в залах музея предохраняет натуральные красители старинных ковров от выцветания).
В зале музея.
В зале музея
Уникальный экспонат музея - ковёр, именуемый как "Ковёр Мирзы Кучек-хана Дженгели", где этот национальный герой Ирана выткан в военной форме с пистолетом и пулемётными лентами за поясом. Это творение эпохи династии Каджаров. Не менее интересен шелковый ковёр с изображением дворца султана Махмуда из династии Газневидов. А так называемые "польские" ковры ткались в мастерских шаха Аббаса, и по заказам польских королей, и в качестве подарков им. А кто из нас видел уникальнейшие ковры с выпуклыми изображениями цветов и животных, при ткачестве которых пользовались 38-ю типами ножниц?
Мария. Мы купили ковер!
При музее есть и научная библиотека, содержащая свыше 3500 единиц книг на фарси, арабском, французском, английском и немецком языках. А ещё здесь можно посмотреть фильмы на тему ковроделия и его истории в Иране.
Обо всём этом узнали и всё это увидели Латвийские Друзья Ирана из общества "Барадаран-наме", гостившие в Иране в сентябре 2015 года. Экскурсию в музей нам организовали уважаемый господин Хамидреза Азади, директор института "Сепехр Маджази Ираниян" при Организации культуры и исламских связей Исламской Республики Иран и сотрудник института, уважаемый господин Мохсен Хагбин. Огромное им спасибо и низкий поклон от всех членов "Барадаран-наме".
Автор и ковер. Праздник Шаб-е Ялда в Риге
А фотографии давайте посмотрим под героическую песню в исполнении Хашаяра Этемади.
Хашаяр Этемади (Песня: От Фарса до Каспийского моря):