Самые актуальные отзывы о путешествиях и отдыхе, фото, видео и рассказы туристов, описание достопримечательностей, самостоятельный туризм, путеводители по городам и странам, туризм и отдых

 

 

 

 

Save on your hotel - www.roomguru.ru

 

Иерусалим за три дня. Краткий путеводитель с фото

Конечно, название рассказа не стоит принимать очень всерьёз. Я отнюдь не пытаюсь создать доселе невиданный шедевр или повторить успех Frommer’s и Eyewitness Travel. Однако, как говорится, в каждой шутке… В конце концов, какая основная задача путеводителя? Помочь разобраться в местных достопримечательностях, выбрать интересные места и проложить оптимальные маршруты их осмотра. Как дополнение – дать основную путевую информацию, помочь правильно поесть, выбрать отель и места для покупок. Именно этому (за исключением шоппинга – ну не специалист я в этом) и посвящён мой отчёт.


   Иерусалим за 3 дня. Часть 1. Начало ноября 2010.
   Мне удалось довольно удачно разработать маршруты (сама поездка это подтвердила), благодаря чему мы сумели за 3 дня посмотреть практически всё, что нас интересовало в Иерусалиме (это в основном древние, исторические и библейские места), и, возможно, тем, кто собирается провести в городе немного времени (например, 2-3 дня) этот опыт окажется интересным и полезным. Иерусалим
   В конце концов, Израиль – родина Христа, а кто как не Он дал завет относиться к ближнему так, как хотели бы, чтоб относились к вам ? Вот и я стараюсь изложить материал в таком виде, в каком сам был бы рад прочитать до поездки на этапе подготовки.

Иерусалим. Краткий путеводитель.

Вместо предисловия.

   Посещение Иерусалима было логическим завершением знакомства с «великим восточным четырёхугольником» после Каира, Дамаска и Стамбула (Багдад, исторически претендующий на «5-й угол», к сожалению, вряд ли можно сегодня поставить рядом в этом списке). Ещё задолго до поездки я думал, какое же впечатление произведёт на меня главный библейский город. Будучи противником любого рода фанатизма, ритуалов, ортодоксальности, я боялся попасть в «удушающие покровы благочестия», как описал свои ощущения Г.Мортон («Святая земля. Прогулки по библейским местам»). Этого не произошло. Да, город создан из преданий, мифов и легенд, но на меня они не давили. Создалось впечатление, что каждый, каким бы ортодоксом он ни был, занимается своим делом, не навязывая это остальным. Хочешь – приобщайся, хочешь – проходи мимо и иди дальше.
   С другой стороны, искры, контакта, потрясения, душевной близости тоже не случилось. Всё было очень интересно, я не жалею ни об одной минуте, проведённой в Иерусалиме, но тоски от расставания с ним у меня не было. В общем, перефразируя известный диалог, можно подвести такой итог: «Какой интересный город, не правда ли? – Мессир, мне больше нравится Стамбул! – Да, это дело вкуса».

 

 

 

Вечер приезда - первое знакомство со старым городом.
   Приехав в Иерусалим и "прописавшись" в отеле, мы, естественно (а кто, впервые оказавшись здесь, поступит иначе??), отправились в старый город. Всё уже было закрыто (время - от половины восьмого и далее), мы об этом знали, поэтому никаких планов, кроме ужина и посещения Стены плача, на этот вечер не было. Больше всего поразило полное отсутствие народу на улицах в самых, казалось бы, туристических местах:

 

 

  

   Мы шли по знаменитой Виа Долороса совершенно одни, улица была освещена жёлтым светом, отражающимся от отполированных камней стен и мостовой, что создавало ощущение некоей сюрреалистичности происходящего. Только выйдя за Львиные ворота, мы повстречали первых людей, коими оказались солдаты израильской армии:

 

 

Потом мы прошли в центр, где увидели очень красиво подсвеченный голубоватым светом фонтан на площади Муристан:

 

 

 


прошли к закрытой коптской церкви около Храма Гроба Господня:

 

 

 


   И оттуда - к месту (на пересечении улиц Давида и Хабад), где по железной лестнице можно подняться на крыши старого города. Мы много читали о таких прогулках, однако нас она не слишком впечатлила. Сами крыши особо ничего из себя не представляют, а с точки зрения окрестных видов и панорам, мы их в Иерусалиме насмотрелись великое множество, причём намного более классных. Тем не менее, мы немного прошлись по крышам, несколько раз спускались и поднимались по каким-то лестницам, познакомились с несколькими кошками, которые согласились поласкаться о нас и ещё долго бежали за нами и, в итоге "сошли на землю" где-то у восточной "окраины" еврейского района. А оттуда уже было рукой подать до Стены плача.

 

 


   Кстати, что меня приятно удивило. Вообще к Стене плача надо подходить с покрытой головой, а для туристов перед входом есть небольшая ёмкость, откуда можно взять одноразовую кипу. У меня этот момент совсем вылетел из головы, кипу я не брал и всё время у Стены провёл без неё. Так вот, мне никто даже слова не сказал об этом (народу в этот час у Стены было немало) - а попробуйте войти в православную церковь без платка (женщине) или в шапке (мужчине) – в 9 случаях из 10 вы услышите про себя очень многое, сказанное, как правило, резким тоном с оттенком нетерпимости и осуждения. Это так, маленькая ремарка.

    И ещё небольшая информация, которая наверняка будет полезной для многих. Забегая вперёд, скажу, что в Иерусалиме мы не столкнулись с проблемами туалетов и питьевой воды. В разделе маршрутов я ещё уделю внимание этой теме, а сейчас скажу, что у Стены плача есть большие бесплатные туалеты и краны (и фонтанчики) с питьевой водой, где можно не только напиться, но и пополнить путевые запасы. В итоге только один раз, утром следующего дня мы купили бутылку воды, а всё оставшееся время просто наполняли её из этого (и подобного) "источников".
   Удовлетворившись увиденным и поняв, что в это время ничего нового и особо выдающегося мы уже не увидим, от Стены плача (Западной стены в европейской терминологии) мы ещё раз пересекли старый город в направлении ворот Ирода и уже скоро оказались в отеле.

 

Маршруты и достопримечательности

    На том или ином маршруте некоторые места и улицы встречаются несколько раз. Это происходит потому, что, во-первых, структура улиц старого города такова, что пользоваться одними улицами удобнее, чем другим (например, от Дамасских ворот до Стены плача можно пройти практически по прямой по улице Эль-Вад (El-Wad), от Львиных ворот до центра – по Виа Долороса, от центра до Яффских ворот – по улице Давида и т.д.), во-вторых, при составлении маршрутов учитывалось не только географическое расположение интересующих мест, но и время их работы, порой не слишком удобное. Ну и наконец, будучи в Иерусалиме, просто грех лишний раз не пройтись по той же Виа Долороса, не зайти в Храм Гроба Господня или не подойти к Стене плача.


День 1:
   Храмовая гора – Виа Долороса – Львиные ворота – восточная стена города с внешней стороны (мусульманское кладбище, Золотые ворота, вид на Масличную гору и Кедронскую долину) – Мусорные ворота – Сионская гора - еврейский квартал - христианский квартал.

  День начался с посещения Храмовой горы, бывшей для нас одним из самых интересных мест (если не самым интересным) в Иерусалиме. Храмовая гора (Харам Аш-Шариф) открыта для свободного посещения (вход бесплатный) с 7.30 до 10.30 (летом расписание сдвинуто на 1 час позже) и с 12.30 до 13 (летом – до 13.30) кроме пятницы и субботы. От ближайших к нашему отелю ворот Ирода (они же Цветочные) мы прошли кратчайшим путём к Стене плача (на входе к ней – контроль службы безопасности).
   Прошли мимо неё через контрольный пост с противоположной стороны (на выходе проверки нет) и сразу же завернули налево, где после небольшой лесенки вниз увидите вход на наклонную рампу, ведущую непосредственно к Храмовой горе.
   Храмовая гора, безусловно, уникальное место. Во-первых, на ней находится одно из красивейших сооружений в истории человечества – Купол Скалы (или Купол над Скалой). А во-вторых, здесь можно увидеть великолепные образцы исламской (прежде всего, мамлюкской) архитектуры, этакий «Каир в миниатюре».
   В последние годы вход в Купол Скалы и мечеть Аль-Аксу закрыт для немусульман (так было не всегда, о чём напоминает ныне пустующая билетная касса на Храмовой горе, а некоторые путеводители ещё приводят цену на билеты). Лично для меня невозможность побывать внутри Купола над Скалой стало одним из самых сильных разочарований за всю историю моих путешествий. Нет, я, конечно же, знал об этом, но всё равно… И я не могу не высказать свой «крик души», адресованный тем, кто, скорее всего, его никогда не прочитает. Братья мусульмане! Не скрывайте свои священные места от нас, «неверных». Чем больше народу увидит, как они красивы, ощутят там Божественное присутствие, тем меньше непонимания будет между «вами» и «нами», тем больше доверия к исламу будет со стороны общества и, может быть, «референдумы о минаретах» канут в небытие.

   Сразу после подъёма на Храмовую гору справа можно увидеть мечеть Аль-Аксу - третью по значимости в мусульманском мире:

 


А напротив неё – выдающийся шедевр рук человеческих, знаменитый Купол над Скалой (Куббат ас-Сахра):

 

 

 

   Рядом с ним расположено ещё одно купольное сооружение - Купол цепи. К сожалению, Купол цепи был обнесён ограждением, поэтому увидеть его во всей красе не удалось:

 


А вот два купола рядом:

 

 

 

   С восточной стены Храмовой горы могла бы открыться красивая панорама на Масличную гору, но высота стены не позволяет заглянуть через неё, а многочисленные бойницы слишком узкие. Лучшее, что удалось увидеть через них - столп Авессалома в Кедронской долине (о самом столпе будет сказано дальше):

 


   В западной части Харам Аш-Шариф расположены основные (кроме Аль-Аксы и Купола Скалы) достопримечательности, практически все являющиеся шедеврами исламской архитектуры разных периодов:

 

 

 

 

 

 

   По-восточному изысканно выглядит фонтан в мамлюкском стиле, напоминающий город мёртвых в Каире:

 

 


   Если войти на Храмовую гору (для туристов) можно только в одном месте, то выйти - практически где угодно. Большинство выходов расположены у её западной стены (там же есть бесплатный туалет, смотрите на указатели). Мы вышли в Железные ворота (Iron Gates) и по уже знакомой улице Эль-Вад прошли до Виа Долороса. И отсюда, от 5-й остановки Крёстного пути (где в стене виден камень с углублением, считающийся следом от руки Иисуса), мы прошли вверх-направо (если смотреть карту) в направлении уменьшения номера остановок. По пути можно увидеть Церковь Скорбящей Матери (4-я остановка), Польскую капеллу (3-я остановка - место первого падения Иисуса), монастырь сестёр Сиона и арку Ecce Homo, францисканские часовни Осуждения (1-я остановка) и Бичевания (2-я остановка):

 

 

 

 

 

 

 

 


   Интересно зайти внутрь монастыря сестёр Сиона, где можно увидеть древнюю римскую мостовую, на которой остались следы разметки для игры в кости, и подземные цистерны (бассейн Струтион, снабжавший водой расположенную здесь крепость Антония). А также посетить небольшую церковь, в которой можно спуститься в так называемую "тюрьму Иисуса" - сохранившуюся часть подземной римской тюрьмы, в которой, по преданию, содержались Иисус и разбойник Варавва.
   Виа Долороса закончилась, но улица продолжается (теперь она имеет другое название). Слева будут церковь Святых Иоахима и Анны и базилика Св. Анны. Они отстоят друг от друга метров на 100 и обе считаются местом рождения Богородицы, только первая указывает место в соответствии с православной традицией, а вторая с католической. Интересна история церкви Св. Анны: она была построена крестоносцами в 12 веке, потом Саладдин преобразовал её в медресе, после завоевания Иерусалима турками церковь была в запустении, пока правительство Оттоманской империи не подарило её Франции в благодарность за помощь против России в Крымской войне. Французы восстановили церковь и провели здесь первые раскопки. Поэтому над церковью сейчас развевается французский флаг.

 

 

 


Внутри церковь очень лаконична:

 

 

 


Рядом с церковью св. Анны (прямо за ней) находится Вифезда (или Овчая купель, известная, как место евангельского исцеления Иисусом расслабленного):

 

 

 


Часы работы комплекса "церковь Св. Анны - Вифезда" - ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 и с 14 до 17 (летом - до 18). Важная деталь: при входе (но ещё до кассы) есть бесплатный туалет.
   Выйдя из церкви, продолжаем идти дальше до Львиных ворот (другое их название – ворота Св. Стефана), они уже совсем рядом. Сразу за воротами сворачиваем направо и через открытую зелёную дверь входим на территорию мусульманского кладбища:

 

    Считается, что на нём похоронены лучшие воины ислама, причём с оружием, чтобы в Судный день, когда мёртвые восстанут, воспрепятствовать Мессии войти в город через Золотые ворота.
   Напротив, на Масличной горе, хорошо видны церковь Всех Наций (она же - Базилика агонии) и церковь Марии Магдалины:

 

 

 


Идём дальше и проходим Золотые ворота - старейшие ворота Старого города (построены ещё римлянами после разрушения Иерусалима):

 

 

 

 

Слева внизу, в Кедронской долине, видим еврейское кладбище, столп Авессалома (здесь не показан) и гробницу Захарии:

 

 

 

 

Доходим до южной стены и сворачиваем направо. Над нами возвышается тёмный купол мечети Аль-Акса:

 

 

 


    Обойдя южную городскую стену (справа будет археологический парк, время работы: с воскр. по четверг - с 8 до 17, пятница - с 8 до 14, слева - вход в Город Давида: с воскр. по четверг - с 9 до 17, пятница - с 9 до 13), ещё раз заворачиваем направо и входим в старый город через Мусорные ворота.

 


Далее проходим вдоль стены до Сионских ворот:

 

 

 

 

Сразу за ними нас ждут несколько достопримечательностей: монастырь Успения Богоматери (Аббатство Дормицион), Горница Тайной Вечери и чуть поодаль - церковь св. Петра в Галликанту. Проходим мимо францисканского монастыря:

 

 

 


и перед нами уже видны стены Дормициона:

 

 

 


Эта церковь ещё не раз попадёт в наш объектив с самых разных точек, а пока войдём внутрь:
Мозаика на полу:

 

 

 


Под основным залом церкви находится крипта со статуей лежащей на смертном ложе Богоматери:

 

 

 


Альтернативным местом Успения Богородицы является турецкий Эфес.
   Совсем рядом можно войти в здание, каждый этаж которого олицетворяет 3 основные религии современного Иерусалима: могила царя Давида (1-й этаж), Горница Тайной Вечери (2-й этаж) и мечеть (ныне не действующая), минарет которой отлично виден с 3-го этажа:

 

 

 


Отсюда же открывается красивый вид на церковь Успения и её колокольню (на пред. фото она же рядом с минаретом):

 

 

 

 

 


Горница Тайной Вечери выполнена в готическом стиле, но хранит следы ранее находившейся здесь мечети, например, в виде вот такого арабского окна:

 

 

 

   Недалеко отсюда находится церковь св. Петра в Галликанту. Церковь берет своё название от латинского слова «Gallicantu», что означает «петушиный крик», и построена на месте, где, по преданию, апостол Петр отрёкся от Христа: «И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Также есть версия, что именно здесь стоял дворец первосвященника Каиафы.

 

 

 

 

Естественно, вся символика церкви от входных ворот до петушка на шпиле, так или иначе связана с этим событием. А во дворе церкви установлена скульптурная композиция, изображающая отречение и его участников: самого Петра, женщину, римского солдата и петуха.

 

 

 

 

Интерьер церкви (слишком тёмный для качественных снимков) интересен тем, что всё оформление выполнено не красками, а выложено мелкой мозаикой:

 

 

 


Вход на территорию церкви платный, время работы: с 8.30 до 17 (кроме воскресенья). В сувенирном магазине есть туалеты.
   Осмотрев достопримечательности на горе Сион, входим в старый город через Сионские ворота и проходим по Еврейскому кварталу, который, хотя и считается самым древним из всех кварталов старого города. Сегодня он во многом представляет собой новодел (правда, восстановленный по старым чертежам), так как он был почти полностью разрушен в результате арабо-израильской войны 1948 года.

 

 

 

 

 

 

 

Улица Кардо:

 

 

 


А это сюрприз: вновь отстроенная синагога Хурва, которая (точнее её развалины с возвышающейся над ними полукруглой аркой) долгие годы была буквально символом еврейского квартала:

 

 

 


    В восточной части Еврейского квартала можно увидеть реконструкцию храмовой меноры (той самой, подробное описание которой было дано Моисею Всевышним) в натуральную величину. Можно посмотреть так называемый сожженный дом, в котором со времён разрушения Иерусалима римлянами (67-69 гг !!) сохранились детали быта и предметы утвари.  Можно посетить комплекс Сефардских синагог. К сожалению, закрыты живописные руины церкви Св. Девы Марии германской нации (St. Mary of the Germans), построенной крестоносцами в XII веке.
    Из Еврейского квартала мы вышли в его северо-западной части в районе ул. Св. Марка, где находится один из древнейших христианских храмов в Иерусалиме - сирийская православная церковь св. апостола Марка. Считается, что на этом месте находился дом Марии, матери Иоанна, ставшего известным по прозвищу Марк. Некоторые традиции полагают, что именно здесь Иисус собрал своих учеников на Тайную вечерю (альтернативным местом, как я уже писал, является Горница Тайной вечери на горе Сион). В церкви хранится икона Пресвятой Богородицы, написанная, как считается, самим евангелистом Лукой. Икону мы видели, но сфотографировать не удалось. Мы же ограничились съёмкой входа в церковь:

 

 

 


   Церковь Св. Марка находится на границе Еврейского и Христианского кварталов, и через несколько минут мы уже направлялись по улице Муристан к Храму Гроба Господня. На площади Муристан видим фонтан, так красиво подсвечиваемый вечером, рядом (на фото – справа) - Церковь Редимер:

 

 

 

 

 


   По дороге можно зайти в Александровское подворье, внутри которого можно увидеть храм Александра Невского, каменную арку времён императора Адриана, порог Судных Врат евангельского периода, а также «игольные уши» - узкую щель в стене, через которую мог пройти (точнее - протиснуться) только один человек. Люди проходили в неё вечером, когда все ворота города уже были закрыты. К тому же такой проход было легче защищать при нападении. Возможно, именно её имел в виду Иисус, говоря: «Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
   Совсем недалеко отсюда (ориентир - 9-я остановка Крестного пути) находится коптский монастырь Св. Антония (коптская патриархия):

 

 

 

 


   Интересно пройти вглубь церкви и спуститься в подземное водохранилище, которое копты считают местом обретения Креста и посвящают царице Елене ("традиционный" грот св. Елены находится под эфиопским монастырём Дейр эс-Султан и относится к Храму Гроба Господня). К сожалению, подземные фото не получились из-за очень слабой освещённости, но посмотреть там действительно любопытно.
   От монастыря коптского мы поднялись к монастырю эфиопскому. Для этого надо всего лишь подняться по небольшой лесенке (вправо, если со стороны коптской патриархии) - и вы оказываетесь на одной из крыш (не самой верхней!) Храма Гроба Господня. Здесь с середины XIX века расположен монастырский комплекс Дир Эль-Султан эфиопской общины, которую вытеснили на крышу копты. Вот как он выглядит снаружи:

 

 

 


Отсюда очень красиво видна апсида Храма Гроба Господня:

 

 

 

 

Около Храма Гроба Господня находится настоящая мечеть Омара (в том смысле, что так иногда ошибочно называют Купол над Скалой):

 

 

 

 

Это очень старая мечеть с очень интересной историей: после взятия Иерусалима мусульманами в 637 г. Патриарх Иерусалимский Софроний отказался сдаться всем, кроме самого халифа. Халиф Омар согласился, приехал в Иерусалим и лично принял сдачу. Тогда же он посетил Храм Гроба Господня, в который Софроний пригласил его на совместную молитву. От молитвы в Храме Омар, естественно, отказался, но помолился снаружи, во внутреннем дворе, оставив Храм Гроба Господня христианам (привет крестоносцам, разрушившим и порезавшим почти весь город в 1099 г.). В память об этом событии на месте молитвы и построили Мечеть Омара. В своём сегодняшнем виде она существует с 1193 г.
   Маршрут 1-го дня закончился в Храме Гроба Господня. Когда лучше приходить сюда так, чтобы в нём было поменьше народу - лотерея. Судя по многочисленным отзывам и рассказам, единого "рецепта" нет, кому как повезло. Нам в этот вечер явно не повезло, народу было много, очередь в Кувуклию превосходила все разумные пределы, поэтому мы решили ограничиться кратким ознакомительным обходом Храма, а более детально осмотреть его на следующее утро (что и было предусмотрено нашим "резервным планом"). Забегая чуть вперёд, скажу, что план удался.

Комментарии  

 
0 #8 Александр 26.12.2012 14:47
Спасибо огромное! Нашел ответы на кучу интересующих вопросов. И карты тоже.
Цитировать
 
 
0 #7 Сергей-автор 23.12.2012 19:10
Продолжение (точнее, полную версию рассказа) можно прочесть на http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=1571551#p1571551 . По поводу карт, вопросов и пр. инф. материалов прошу обращаться по адресу моей эл. почты: .
Цитировать
 
 
0 #6 Александр 23.12.2012 15:26
Здравствуйте! Рассказ впечатлил. Хотелось бы прочесть продолжение. А если есть еще и карта - просто изумительно!
Цитировать
 
 
0 #5 Nina 28.11.2012 12:08
Добрый день!
Чудесный отчет! Собираемся в поездку в Иерусалим, если можно, прошу автора скинуть продолжение на мой электронный адрес или сказать, где с ним можно ознакомиться?.. :eek:
Цитировать
 
 
+1 #4 Анастасия 10.05.2012 16:40
Огромное спасибо за потрясающий рассказ и тот объем информации и картинок,которы й Вы разместили в статье. Собираюсь посетить Иерусалим, и составляя программу большую ее часть строю на основе Вашей программы. Еще раз большое спасибо!
Цитировать
 
 
+5 #3 Valentina 05.05.2012 23:22
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,може т Вы знаете, как правильно использовать 33 свечи из Иерусалима, освященные (обожженные) в Храме Гроба Господнего? Мне они были подарены.
Цитировать
 
 
+5 #2 K60 12.09.2011 21:34
Продолжение у автора!
Цитировать
 
 
+1 #1 Arina-b 12.09.2011 12:16
Замечательный рассказ! Потрясающие фотографии и много полезной информации для туристов. А где найти продолжение? :-)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить